наверх


улица Сарьяна

изменена 2019-05-20 18:23

МАРТИРОС САРЬЯН,

ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК

 

Улица Сарьяна расположена в Пролетарском районе параллельно улицам Комсомольской и 2-й Пролетарской от 19-й линии до Кизитериновской балки. Названа в честь Мартироса Сергеевича Сарьяна, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, действительного члена Академии художеств, лауреата Ленинской и Государственной премий...

«В процессе моего формирования как человека и художника огромную, прямо-таки определяющую роль сыграли годы моего детства», - так определил художник в «Записках о моей жизни» значение впечатлений, полученных им на Дону, в Нахичевани.

Будущий варпет (большой мастер) родился 28 февраля 1880 года в доме своего деда на 14-й линии, 26, а в 1916 - 1921 годах жил в доме на Софиевской улице, 27 (ныне Первая Майская, 29).

Раннее детство его прошло в «маленьком хуторочке» (ныне поселок Чкалово Мясниковского района). Затем - снова возвращение в город, обучение в техническом училище. «Здесь в школе впервые я полюбил рисование», - вспоминал Сарьян. По этому предмету он получал только пятерки.

После училища Мартирос работал в конторе по распространению газет и журналов. И все время рисовал.

Его рисунки заметили. Они стали достойной рекомендацией для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учиться ему довелось у таких выдающихся живописцев, как В. Серов и К. Коровин, И. Левитан и А. Васнецов.

Но летние месяцы молодой художник неизменно проводил дома. Как отмечали исследова­тели его творчества, «донская степь, запахи и краски которой он впитывал с самого раннего детства, будила его творческое воображение, рождала новые замыслы, давая простор фантазии художника».

В эти годы Сарьян совершил и долгое путешествие по странам Востока. Яркие, солнечные краски ложились на полотна...

Пять лет, которые он провел на Дону перед тем, как навсегда уехать в Армению, стали весьма своеобразным периодом в его жизни и творчестве. Это были годы революции и гражданской войны. Общественная деятельность увлекла Сарьяна: для творчества времени оставалось немного. И все же он писал натюрморты, этюды, портреты. Писал акварелью и пастелью. Среди работ этого времени - портрет Мариэтты Шагинян, оформление спектакля «Принцесса Турандот» в Ростовском музыкальном театре.

Творческое сотрудничество Сарьяна с ростовскими театрами продолжалось и позже. В 1938 году он оформил спектакль театра имени Горького «Тигран».

А в 1920 году М.С. Сарьян вел класс живописи в только что созданной художественной школе имени Врубеля, входил в состав Высшего художественного совета края, участвовал в создании Армянского краеведческого музея. Он поднял вопрос о пере­воде в Ростов Армянского музея из Москвы - «ввиду отсутствия в Москве подходящей аудитории, тогда как в Ростове и Нахичевани насчитывается около 100000 армян».

Много лет спустя Мартирос Сергеевич энергично выступил за восстановление в нашем городе исторического памятника русско-армянской дружбы Сурб-Хач. И в Армении, и в Ростове он провел большую организаторскую работу, советовал, как устроить этот уникальный музей.

Связи с Ростовом Сарьян поддерживал постоянно. И обязательно бывал в музее изобразительных искусств. А в 1958 году состоялась его встреча с учащимися художественного училища. Как отмечали свидетели, она «длилась около трех часов и явилась предметным уроком, преподанным мастером начинающим живописцам»...

Немало работ М.С. Сарьяна хранят ростовские любители живописи. Есть они и в музее изобразительных искусств («У моря. Буйволы», «Цветы луговые», «Два дерева» и другие). А в музее Сурб-Хач можно увидеть полотно «Арагац на закате».

В память о художнике 2-я Инженерная улица была переименована в улицу Сарьяна. На ней установлен памятник великому земляку, который верил, что главное назначение художника - в том, чтобы «создавать радость».

Б. АГУРЕНКО.