наверх
МАРТИРОС САРЬЯН,
ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК
Улица Сарьяна расположена
в Пролетарском районе параллельно улицам Комсомольской и 2-й Пролетарской от 19-й
линии до Кизитериновской балки. Названа
в честь Мартироса Сергеевича Сарьяна, народного художника
СССР, Героя Социалистического Труда, действительного члена Академии художеств, лауреата
Ленинской и Государственной премий...
«В процессе моего формирования
как человека и художника огромную, прямо-таки определяющую роль сыграли годы моего
детства», - так определил художник в «Записках о моей жизни» значение впечатлений,
полученных им на Дону, в Нахичевани.
Будущий варпет (большой мастер) родился 28 февраля 1880 года в доме
своего деда на 14-й линии, 26, а в 1916 - 1921 годах жил в доме на Софиевской улице, 27 (ныне Первая
Майская, 29).
Раннее детство его прошло
в «маленьком хуторочке» (ныне поселок Чкалово Мясниковского района). Затем
- снова возвращение в город, обучение в техническом училище. «Здесь в школе впервые
я полюбил рисование», - вспоминал Сарьян. По этому предмету он получал только пятерки.
После училища Мартирос работал в конторе по распространению газет и журналов.
И все время рисовал.
Его рисунки заметили. Они
стали достойной рекомендацией для поступления в Московское училище живописи, ваяния
и зодчества. Учиться ему довелось у таких выдающихся живописцев, как В. Серов и
К. Коровин, И. Левитан и А. Васнецов.
Но летние месяцы молодой
художник неизменно проводил дома. Как отмечали исследователи его творчества, «донская
степь, запахи и краски которой он впитывал с самого раннего детства, будила его
творческое воображение, рождала новые замыслы, давая простор фантазии художника».
В эти годы Сарьян совершил
и долгое путешествие по странам Востока. Яркие, солнечные краски ложились на полотна...
Пять лет, которые он провел
на Дону перед тем, как навсегда
уехать в Армению, стали весьма своеобразным периодом в его жизни и творчестве. Это
были годы революции и гражданской войны. Общественная деятельность увлекла Сарьяна:
для творчества времени оставалось немного. И все же он писал натюрморты, этюды,
портреты. Писал акварелью и пастелью. Среди
работ этого времени - портрет Мариэтты Шагинян, оформление
спектакля «Принцесса Турандот» в Ростовском музыкальном
театре.
Творческое сотрудничество
Сарьяна с ростовскими театрами продолжалось и позже. В 1938 году он оформил спектакль
театра имени Горького «Тигран».
А в
1920 году М.С. Сарьян вел класс живописи в только что созданной художественной школе
имени Врубеля, входил в состав Высшего художественного совета края, участвовал в
создании Армянского краеведческого музея. Он поднял вопрос о переводе в Ростов Армянского
музея из Москвы - «ввиду отсутствия в Москве подходящей аудитории, тогда как в Ростове
и Нахичевани насчитывается около 100000 армян».
Много лет спустя Мартирос Сергеевич энергично выступил за восстановление в нашем
городе исторического памятника русско-армянской дружбы Сурб-Хач. И в Армении, и
в Ростове он провел большую организаторскую работу, советовал, как устроить этот
уникальный музей.
Связи с Ростовом Сарьян поддерживал
постоянно. И обязательно бывал в музее изобразительных искусств. А в 1958 году состоялась
его встреча с учащимися художественного училища. Как отмечали свидетели, она «длилась
около трех часов и явилась предметным уроком, преподанным мастером
начинающим живописцам»...
Немало работ М.С. Сарьяна
хранят ростовские любители живописи. Есть они и в музее изобразительных
искусств («У моря. Буйволы», «Цветы луговые», «Два дерева»
и другие). А в музее Сурб-Хач можно увидеть полотно «Арагац на закате».
В память о художнике 2-я
Инженерная улица была переименована в улицу Сарьяна. На ней установлен памятник
великому земляку, который верил, что главное назначение художника - в том, чтобы
«создавать радость».
Б. АГУРЕНКО.