СЕРГЕЙ МАРКОВ, НАЧАЛЬНИК ДОРОГИ

Улица Маркова расположена в Ленинском районе, параллельно улицам Локомотивной и Пестеля с выходом к полотну железной дороги. Названа в честь первого начальника советской Владикавказской железной дороги Сергея Дмитриевича Маркова.

Казалось бы, что такое один железнодорожный мост? Что он решает, когда замерли, а может, и умерли заводы и фабрики, сиротливо стоят с потухшими топ¬ками паровозы, целые составы вагонов ожидают ремонта?

А вот Ленин, выступая на конференции московских железнодорожников, подчеркнул, что в борьбе с транспортной разрухой нет мелочей. Сергей Дмитриевич помнил его "слова о том, что железнодорожный транспорт висит на волоске. Необходимы героические усилия, чтобы поддержать транспорт и облегчить борьбу с голодом и разрухой. Этот мост-частица общей борьбы. И на шестой день его удалось восстановить. Большую часть времени Марков руководил работами, стоя по колено в воде...

И рабочие, и мастера поняли, что от глаза нового начальника не укроется ничто. Да и повседневные заботы семей железнодорожников ему были хорошо известны: он вырос в семье инженера путей сообщения. Несмотря на престижную должность отца, большая семья постоянно испытывала материальные лишения, и Сергей с 14 лет начал зарабатывать себе на хлеб. Довелось ему побывать чертежником, старшим рабочим, десятником на железной дороге. Тем не менее, гимназию смог успешно закончить и поступить в Петербургский институт инженеров путей сообщения.

С первых студенческих дней его захватила революционная деятельность. В канун 1905 года он был уже членом Петербургского комитета РСДРП, отвечал за пе¬чатание и распространение пропагандистской литературы. Арест прервал его деятельность: последовали тюремная одиночка и ссылка в глухое село Херсонской губернии. Завершить образование Марков сумел только в 1908 году.

В 1919-м Маркова назначили заместителем наркома путей сообщения. Заметим, что наркомом тогда был Дзержинский и поэтому на Сергея Дмитриевича легла практическая работа, которая походила на ежедневный поиск выхода из тупика. Шла гражданская война, нужно было обеспечить не только передвижение войск, но и доставку хлеба в центральные районы. А железнодорожное полотно разрушено, подвижного состава постоянно не хватает, многие специалисты саботируют выполнение постановлений новой власти.

14 месяцев такой работы свалили, казалось бы, неутомимого Маркова. Хотя, чтобы изолировать даже больного Сергея Дмитриевича от дел и посетителей, пришлось поставить часового у двери его квартиры.

После лечения Марков и попал в Ростов. Его назначили членом Реввоенсовета и начальником отдела путей сообщения Кавфронта. В то же время он был членом Реввоенсовета Кавказского округа, членом Реввоенсовета Кавказской трудовой армии, председателем плановой комиссии.

Сергей Дмитриевич разработал план построения на Северном Кавказе железнодорожного округа с линейными отделами, настойчиво вводил новые формы и методы в железнодорожное дело.

Как в Москве, так и в Ростове Марков работал с увлечением, с полной самоотдачей - в отпуске не бывал. И только боязнь нового срыва, как это было два года назад, да настояния руководства наркомата заставили Сергея Дмитриевича взять в ноябре 1922 года десятидневный отпуск.

На отдых в Дагестан он отправился с женой. По пути следования знакомился с состоянием этой железнодорожной ветки и в первый же день отпуска на восьми страницах изложил свои замечания, указал пути устранения недостатков. Это был его последний вклад в совершенствование Северо-Кавказской железной дороги.

5 ноября Сергей Дмитриевич и его жена были убиты в горах у Кум-Тар-Кале. Предательски, в спину. Очень уж мешал кому-то Марков своим стремлением жить и работать по-новому!

Газеты тех лет сообщали о том, что убийство С.Д. Маркова и его жены вызвало гнев и возмущение не только тех, кто знал их, кто работал под руководством Сергея Дмитриевича. Траурный поезд по пути в Ростов на узловых станциях Грозный, Беслан, Минводы, Армавир, Батайск встречали массы народа, отдававшего последний долг человеку, так много сделавшему для возрождения к жизни этого огромного края.

В память о С.Д. Маркове была установлена мемориальная доска на здании управления Северо-Кавказской железной дороги, его именем были названы Владикавказская железная дорога, улица и школа № 13 в Ростове. Сейчас его имя сохранилось только в названии улицы...

Б. Агуренко


Опубликовано 20.07.2010