наверх
ПОЛКОВНИК ГРИСЕНКО
Улица Грисенко расположена
в Первомайском районе от улицы Российской до проспекта 20 лет. Октября параллельно
улицам Лихачева и Мелитопольской. Названа в честь нашего
земляка, отважного летчика Александра Ивановича Грисенко,
который потерял ногу в одном из воздушных боев, но и на протезе смог вернуться
в боевой строй.
«Зеленцов положил «Р-5» на курс и сказал в
переговорную трубу:
- Передаю
управление.
- Понял,
- ответил Грисенко. Зеленцов разжал пальцы и освободил
ручку самолета. Плавно и спокойно «Р-5» продолжал полет... Аккуратно и легко ввел
Грисенко машину в вираж. Выровнял. Новый разворот - глубже
первого. Еще и еще. Все было безупречно.
И вдруг Зеленцов почувствовал: что-то произошло.
«Р-5» как-то дрогнул. В чем дело? Зеленцов тронул Грисенко
за плечо. Тот обернулся, и Виктор Владимирович увидел в глазах полковника слезы».
Так в свое время описывался пробный вылет
А.И. Грисенко в документальной повести В. Татаренко и В. Бондаренко «За облаками - солнце!»
Муки Александра Ивановича видели многие -
особенно в госпитале, и потом, когда он «пробивал» себе дорогу в небо сквозь медицинские
и бюрократические препоны. Но слезы..., слезы увидел только старый друг, который
на свой страх и риск решил «вывезти» его за облака.
В письмах жене Тамаре Исааковне обо всем
этом рассказывалось сдержанно: «Особых новостей нет. В воздух уже ходил и должен
сказать, что получается неплохо. Есть старая пословица: «Если хочешь, то сможешь...»
И, пожалуй, только однажды прорвалась горечь:
«Пребывание в госпитале меня крепко садануло. Я еще до
сих пор окончательно не установился, и мне стоит большого напряжения держать себя
так, будто все нипочем и все без изменений. Ты себе не представляешь, что значит
сознавать: ты неполноценен, ты ограничен, т. е. ты - калека... мне очень и
очень нехорошо, и нужен срок, чтобы все пришло в норму.
Если бы я не попал снова на фронт, то, вероятно,
в домашнем кругу стал бы невозможным человеком. Но теперь - все позади. Уцелею
- все будет здорово... Кроме тебя, у меня никого не было и нет,
и ты это знаешь, а признался я в этом, кажется, первый раз...»
Полковник Грисенко,
командир 2-го истребительного полка, был сбит 8 августа 1942 года в бою под Сталинградом.
Его полк до этого отважно сражался с гитлеровцами под Киевом, Харьковом, Воронежем,
над Доном и Волгой, уничтожив 106 самолетов противника. В строй Александр Иванович
вернулся в июле 1943 года - кстати, одновременно с А. Маресьевым,
хотя знакомы тогда они не были и даже не слышали друг о друге.
Здесь уместно вспомнить, что о героизме Маресьева, Грисенко, Сорокина, Белоусова
и других летчиков, преодолевших увечье и вернувшихся в небо, широко стало известно
гораздо позже. Нашлись тогда досужие идеологи, считавшие, что их подвиг может
дать козырь гитлеровским пропагандистам - дескать, у Красной Армии с кадрами летчиков
дело швах: воюют безногие! То, что эти замечательные люди просто не могли иначе,
в расчет не принималось.
А вот главком авиации А.А. Новиков поверил
Грисенко - и назначил его заместителем комдива, а затем
и командиром истребительной авиадивизии, которая воевала в Румынии, Польше, Норвегии.
За время войны полковник Грисенко провел 27 воздушных
боев и лично сбил четыре самолета противника. И сожалел только о том, что его
2-й полк без него уже защищал родной Ростов и получил здесь гвардейское знамя,
став 85-м гвардейским авиаполком. Но знал, что в этом успехе была частица его
труда - еще с довоенных лет... Жизни, прожитой А.И. Грисенко
(он умер в 1969 году), вполне хватило бы многим людям. Судите сами.
Выросший в семье слесаря табачной фабрики,
он десятилетним потерял мать и рано начал самостоятельную жизнь. Комсомолец первого
призыва, шестнадцатилетним участвует в Гражданской войне.
Санич (так его звали друзья) был в числе организаторов
в Ростове КОТа (комсомольского общественного театра),
а затем и первой в стране студии «Кинокомсомол». Здесь
были сняты не только короткометражки, но и игровой фильм «Приказ №...», где в главной
роли подпольщика Зорина снялся Саня Грисенко. Он мечтал
и дальше работать в кино. Но - призыв в армию, выбор военной специальности - «только
в авиацию».
... В 1940 году увидела свет книжка капитана
Ван Си «Крылья Китая. Записки военного летчика». В ней рассказывалось о том, как
в небе Китая шла борьба с японской авиацией. И только много лет спустя известный
журналист Юрий Жуков рассказал о том, что эта книга была написана со слов советского
летчика -добровольца Александра Грисенко.
Успешно выполнив боевое задание, Грисенко вернулся из
Китая полковником. Его подвиги на той засекреченной войне были отмечены орденом
Красного Знамени.
Но, оказалось, все это было только подготовкой
к главному испытанию жизни. И наш земляк выдержал его с честью...
Б. АГУРЕНКО.
ТРИ ВОИНЫ «РОСТОВСКОГО МАРЕСЬЕВА»
АЛЕКСАНДР ГРИСЕНКО.
Всегда с большим интересом читаю в «Вечернем
Ростове» статьи и очерки Бориса Агуренко. Спасибо и низкий
поклон ему за подвижническую деятельность по сохранению истории нашего родного
города. Много раз, увидев его очередную заметку под рубрикой «Чья это улица?», я
собирался и сам написать очерк о моем бывшем соседе по дому, мужественном летчике-истребителе
Александре Ивановиче Грисенко и о названной в его честь улице. Во время Великой
Отечественной войны полковник Грисенко повторил подвиг Алексея Маресьева, ставшего широкоизвестным
благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Подвиг же Александра
Грисенко менее известен, и я давно считал своим долгом хотя бы кратко напомнить
об основных моментах его далеко не ординарной жизни.
Когда рукопись этой статьи была наконец готова - накануне Дня Победы в газете «Вечерний
Ростов» появился рассказ Б.П. Агуренко об А.И. Грисенко
и названной в его честь улице. Несмотря на это, я все же решил отправить в редакцию
свой очерк об Александре Грисенко. Полагаю, что он может быть хорошим дополнением
к корреспонденции Агуренко о жизни и подвиге этого замечательного
человека...
В 1951 году А.И. Грисенко получил
квартиру в нашем доме № 96 (теперь № 82) на улице Максима Горького, и мне довелось
15 лет прожить рядом с этим мужественным человеком. До сих пор хорошо помню доброжелательный
взгляд его умных глаз, слегка подпрыгивающую походку и чисто «грисенковскую» улыбку. Нас, мальчишек пятидесятых годов, всегда
поражали его военная выправка и закалка: даже в сильные морозы он обычно ходил без
головного убора в легком пальто или даже плаще. Александр Иванович никогда не бравировал
своими боевыми заслугами. Естественно, в доме знали об отдельных моментах его
биографии, однако многое о фронтовых подвигах нашего отважного земляка стало известно
только после его смерти.
В 1966 году наша семья переехала на
другую квартиру, а в 1969 году Александра Ивановича не стало. В память о Грисенко
одна из улиц в Первомайском районе названа его именем, а на нашем доме установлена
мемориальная доска: «8 этом доме с 1951 по 1969 год жил один из первых комсомольцев
Ростова, гвардии полковник авиации, отважный летчик А.И. Грисенко».
... Проведенная в начале июня 1941 года внеплановая
проверка установила, что все самолеты 2-го истребительного авиаполка полковника
А.И. Грисенко без приказа вышестоящего командования вооружены полным боекомплектом.
Началось расследование, и Грисенко за самовольное приведение своего полка в полную
боевую готовность грозило суровое (вплоть до военного трибунала) взыскание. Однако
наказать полковника не успели: началась Великая Отечественная война. На рассвете
22 июня 1941 года немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила
прямо на земле сотни не успевших взлететь советских самолетов. В отличие от, многих
других подразделений, летчики полковника Грисенко не дали застать, себя врасплох,
сами атаковали немецкие бомбардировщики и за весь первый день войны не имели боевых
потерь от налетов вражеской авиации. Так для полковника Грисенко началась уже
третья по счету война.
Родился Александр Грисенко в 1904 году в нашем
городе. Шестнадцатилетним юношей вступил в комсомол и добровольцем ушел в Красную
Армию. Воевал в Крыму и на Украине. После окончания Гражданской войны вернулся
в Ростов. Обладая организаторскими способностями и врожденным актерским талантом,
вместе с Моней Большинцовым создал в Ростове комсомольский
общественный Tеатp, а затем
и первую в России комсомольскую киностудию «Кинокомсомол».
На этой киностудии М.В. Большинцов снял свой первый полнометражный
художественный фильм «Приказ №...» о подвигах молодых ростовских подпольщиков.
Главного героя в этом фильме сыграл Александр Грисенко. Фильм с успехом прошел
по всей стране, а М.В. Большинцов (1902 - 1954) впоследствии
стал известным советским кинодраматургом и режиссером, лауреатом Сталинской премии
1941 года.
Наступил 1932 год. К этому времени Александр
уже переехал в Ленинград к Большинцову и приступил к работе
помощником режиссера на «Ленфильме». К сожалению, кинематографическому таланту
Грисеню не суждено было раскрыться до конца: его призывают
в кадровую армию. Здесь он снова круто меняет свою жизнь. Стране не хватает летчиков,
и в 29-летнем возрасте он поступает в летное училище, становится летчиком-истребителем.
В 1938 году для Александра Грисенко началась
вторая война: он едет летчиком-добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков.
В Китае доброволец Грисенко участвует в десятках воздушных боев и лично сбивает
четыре японских боевых самолета. Боевые успехи «китайского добровольца» Грисенко
и его товарищей подробно описаны в книге известного журналиста, а затем и политического
обозревателя Юрия Жукова «Крылья Китая. Записки военного летчика». Эта книга вышла
в свет в 1940 году и была написана Жуковым на основе воспоминаний Грисеико, которому для сохранения секретности был присвоен
псевдоним вымышленного китайского летчика, некоего капитана Ван Си. За образцовое
выполнение задания Родины в небе Китая А.И. Грисенко был награжден орденом Красного
Знамени и в чине полковника направлен командиром полка в Особый Киевский военный
округ.
Третья война для А.И. Грисенко началась на
рассвете 22 июня 1941 года. Полк под его командованием выдержал первые, самые страшные,
удары немецких войск, остался боеспособным и мужественно сражался в начальный,
самый тяжелый для нашей страны, период войны. Почти за год непрерывных боев, с
22 июня 1941 года по 8 августа 1942 года, полк под руководством Грисенко сбил в
воздушных боях более 100 самолетов, уничтожил до 10 тысяч солдат и офицеров противника.
Успешно организовав боевую работу полка, Грисенко и сам лично сбил два Ме-109
и два Ю-88.
Летом 1942 года развернулись тяжелые кровопролитные
бои на подступах к Сталинграду. Противник бросил в бой свои лучшие силы. Под Сталинград
были направлены новейшие образцы немецких самолетов под управлением лучших асов
воздушного флота «Рихтгофен». 8 августа 1942 года в бою
с несколькими немецкими асами самолет Грисенко был сбит, а сам он получил тяжелые
ранения и потерял левую ногу. Более полугода Грисенко провел в свердловском госпитале,
где перенес несколько сложных операций. Он научился ходить на протезе и, несмотря
на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию.
Истребительная авиадивизия,
которой теперь командовал А.И. Грисенко, вместе с дивизией А.И. Покрышкина входила в гвардейский авиакорпус генерал-лейтенанта
А.В. Утина, участвовавший в основных сражениях на направлениях главных ударов
наших войск. Дивизия Грисенко
и ее командир воевали отлично. Вот как оценивает в своих мемуарах боевые действия
А.И. Грисенко весной 1944 года генерал-полковник авиации С.Н. Гречко: «...Боевой
опыт у полковника Грисенко был немалый. ... Он был тяжело ранен, лишился ноги,
но, продолжая летать, участвовал в воздушных боях и не раз выигрывал поединки в
борьбе с мессерами. ... Истребительная дивизия полковника
А.И. Грисенко действовала великолепно». И это при том, что
Грисенко с протезом вместо ноги воевал на американском истребителе «аэрокобра», который, в отличие от наших истребителей, имел
ножные тормоза и был очень строг в управлении при посадке!
Войну Александр Иванович закончил в Вене,
а затем несколько лет командовал Чугуевским высшим военным
авиационным училищем летчиков. В 1948 году судьба приготовила для Грисенко новое
испытание: во время сильного землетрясения в Средней Азии он попал под развалины,
получил серьезные травмы и был вынужден покинуть военную службу. Демобилизовавшись,
Грисенко теперь уже окончательно вернулся в родной Ростов.
Жаль, что такой отважный летчик, воевавший
с первого и до последнего дня войны, так и остался в чине полковника. Ведь на войне,
если талантливый летчик сразу не погибал, он быстро продвигался по службе. Например,
снятый на фото начала войны вместе с полковником А.И. Грисенко подполковник А.В.
Утин стал генерал-лейтенантом авиации, видным советским военачальником.
Очевидно, основной причиной этого были подозрительность
и недоверие тогдашнего высшего руководства ко всем побывавшим за границей летчикам-интернационалистам.
Так, известный «испанский» и «китайский» доброволец, Герой Советского Союза, генерал-майор
авиации Г.Н. Захаров (во время Отечественной войны в его дивизии сражался французский
полк «Нормандия-Неман») тоже как начал, так и закончил войну в одном и том же звании.
Видные же авиационные военачальники-интернационалисты Я.В. Смушкевич,
П.В. Рычагов и многие другие вообще были расстреляны как враги народа...
С. БУЙЛО,
Заведующий отделом НИИ механики и прикладной математики Ростовского
госуниверситета.
На снимке: командиры соседних авиаполков подполковник
А.В. Утин (слева) и полковник А.И. Грисенко.