наверх


улица Грисенко

изменена 2019-05-20 18:23

ПОЛКОВНИК ГРИСЕНКО

 

Улица Грисенко расположена в Пер­вомайском районе от улицы Российс­кой до проспекта 20 лет. Октября па­раллельно улицам Лихачева и Мели­топольской. Названа в честь нашего земляка, отважного летчика Алексан­дра Ивановича Грисенко, который по­терял ногу в одном из воздушных боев, но и на протезе смог вернуться в бое­вой строй.

«Зеленцов положил «Р-5» на курс и сказал в переговорную трубу:

- Передаю управление.

- Понял, - ответил Грисенко. Зеленцов разжал пальцы и ос­вободил ручку самолета. Плавно и спокойно «Р-5» про­должал полет... Аккуратно и легко ввел Грисен­ко машину в вираж. Выровнял. Новый разворот - глубже перво­го. Еще и еще. Все было безуп­речно.

И вдруг Зеленцов почувство­вал: что-то произошло. «Р-5» как-то дрогнул. В чем дело? Зелен­цов тронул Грисенко за плечо. Тот обернулся, и Виктор Влади­мирович увидел в глазах полков­ника слезы».

Так в свое время описывался пробный вылет А.И. Грисенко в документальной повести В. Татаренко и В. Бондаренко «За об­лаками - солнце!»

Муки Александра Ивановича видели многие - особенно в гос­питале, и потом, когда он «про­бивал» себе дорогу в небо сквозь медицинские и бюрократические препоны. Но слезы..., слезы уви­дел только старый друг, который на свой страх и риск решил «вы­везти» его за облака.

В письмах жене Тамаре Иса­аковне обо всем этом рассказы­валось сдержанно: «Особых но­востей нет. В воздух уже ходил и должен сказать, что получается неплохо. Есть старая пословица: «Если хочешь, то сможешь...»

И, пожалуй, только однажды прорвалась горечь: «Пребывание в госпитале меня крепко садану­ло. Я еще до сих пор окончатель­но не установился, и мне стоит большого напряжения держать себя так, будто все нипочем и все без изменений. Ты себе не пред­ставляешь, что значит сознавать: ты неполноценен, ты ограничен, т. е. ты - калека... мне очень и очень нехорошо, и нужен срок, чтобы все пришло в норму.

Если бы я не попал снова на фронт, то, вероятно, в домашнем кругу стал бы невозможным человеком. Но теперь - все поза­ди. Уцелею - все будет здоро­во... Кроме тебя, у меня никого не было и нет, и ты это знаешь, а признался я в этом, кажется, первый раз...»

Полковник Грисенко, командир 2-го истребительного полка, был сбит 8 августа 1942 года в бою под Сталинградом. Его полк до этого отважно сражался с гитле­ровцами под Киевом, Харьковом, Воронежем, над Доном и Волгой, уничтожив 106 самолетов против­ника. В строй Александр Ивано­вич вернулся в июле 1943 года - кстати, одновременно с А. Ма­ресьевым, хотя знакомы тогда они не были и даже не слышали друг о друге.

Здесь уместно вспомнить, что о героизме Маресьева, Грисен­ко, Сорокина, Белоусова и дру­гих летчиков, преодолевших уве­чье и вернувшихся в небо, ши­роко стало известно гораздо поз­же. Нашлись тогда досужие идео­логи, считавшие, что их подвиг может дать козырь гитлеровским пропагандистам - дескать, у Крас­ной Армии с кадрами летчиков дело швах: воюют безногие! То, что эти замечательные люди про­сто не могли иначе, в расчет не принималось.

А вот главком авиации А.А. Но­виков поверил Грисенко - и на­значил его заместителем комди­ва, а затем и командиром ис­требительной авиадивизии, кото­рая воевала в Румынии, Польше, Норвегии. За время войны пол­ковник Грисенко провел 27 воз­душных боев и лично сбил четы­ре самолета противника. И сожалел только о том, что его 2-й полк без него уже защищал род­ной Ростов и получил здесь гвар­дейское знамя, став 85-м гвар­дейским авиаполком. Но знал, что в этом успехе была частица его труда - еще с довоенных лет... Жизни, прожитой А.И. Грисен­ко (он умер в 1969 году), вполне хватило бы многим людям. Су­дите сами.

Выросший в семье слесаря та­бачной фабрики, он десятилет­ним потерял мать и рано начал самостоятельную жизнь. Комсо­молец первого призыва, шестнад­цатилетним участвует в Граждан­ской войне. Санич (так его звали друзья) был в числе организато­ров в Ростове КОТа (комсомоль­ского общественного театра), а затем и первой в стране студии «Кинокомсомол». Здесь были сня­ты не только короткометражки, но и игровой фильм «Приказ №...», где в главной роли подпольщика Зорина снялся Саня Грисенко. Он мечтал и дальше работать в кино. Но - призыв в армию, выбор военной специальности - «только в авиацию».

... В 1940 году увидела свет книжка капитана Ван Си «Крылья Китая. Записки военного летчи­ка». В ней рассказывалось о том, как в небе Китая шла борьба с японской авиацией. И только много лет спустя известный жур­налист Юрий Жуков рассказал о том, что эта книга была написа­на со слов советского летчика обровольца Александра Грисен­ко. Успешно выполнив боевое задание, Грисенко вернулся из Китая полковником. Его подвиги на той засекреченной войне были отмечены орденом Красного Зна­мени.

Но, оказалось, все это было только подготовкой к главному испытанию жизни. И наш земляк выдержал его с честью...

 

Б. АГУРЕНКО.

 

 

«Грисенко»

ТРИ ВОИНЫ «РОСТОВСКОГО МАРЕСЬЕВА»

АЛЕКСАНДР ГРИСЕНКО.

 

Всегда с большим интересом читаю в «Вечернем Ростове» статьи и очерки Бориса Агуренко. Спасибо и низкий поклон ему за подвижническую деятель­ность по сохранению истории нашего родного города. Много раз, увидев его очередную заметку под рубрикой «Чья это улица?», я собирался и сам написать очерк о моем бывшем соседе по дому, мужественном летчике-истреби­теле Александре Ивановиче Грисенко и о названной в его честь улице. Во время Великой Отечественной войны полковник Грисенко повторил подвиг Алексея Маресьева, ставшего широкоизвестным благодаря «Повести о настоя­щем человеке» Бориса Полевого. Подвиг же Александра Грисенко менее изве­стен, и я давно считал своим долгом хотя бы кратко напомнить об основных моментах его далеко не ординарной жизни.

Когда рукопись этой статьи была нако­нец готова - накануне Дня Победы в га­зете «Вечерний Ростов» появился рассказ Б.П. Агуренко об А.И. Грисенко и назван­ной в его честь улице. Несмотря на это, я все же решил отправить в редакцию свой очерк об Александре Грисенко. По­лагаю, что он может быть хорошим дополнением к корреспонденции Агурен­ко о жизни и подвиге этого замечатель­ного человека...

В 1951 году А.И. Грисенко получил квартиру в нашем доме № 96 (теперь № 82) на улице Максима Горького, и мне довелось 15 лет прожить рядом с этим мужественным человеком. До сих пор хорошо помню доброжелательный взгляд его умных глаз, слегка подпры­гивающую походку и чисто «грисенковскую» улыбку. Нас, мальчишек пятидеся­тых годов, всегда поражали его военная выправка и закалка: даже в сильные морозы он обычно ходил без головного убора в легком пальто или даже плаще. Александр Иванович никогда не брави­ровал своими боевыми заслугами. Есте­ственно, в доме знали об отдельных мо­ментах его биографии, однако многое о фронтовых подвигах нашего отважного земляка стало известно только после его смерти.

В 1966 году наша семья переехала на другую квартиру, а в 1969 году Алек­сандра Ивановича не стало. В память о Грисенко одна из улиц в Первомайском районе названа его именем, а на на­шем доме установлена мемориальная доска: «8 этом доме с 1951 по 1969 год жил один из первых комсомольцев Рос­това, гвардии полковник авиации, отваж­ный летчик А.И. Грисенко».

... Проведенная в начале июня 1941 го­да внеплановая проверка установила, что все самолеты 2-го истребительного авиа­полка полковника А.И. Грисенко без при­каза вышестоящего командования вооружены полным боекомплектом. Началось расследование, и Грисенко за самоволь­ное приведение своего полка в полную боевую готовность грозило суровое (вплоть до военного трибунала) взыска­ние. Однако наказать полковника не ус­пели: началась Великая Отечественная война. На рассвете 22 июня 1941 года немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила прямо на земле сотни не успевших взлететь советских самолетов. В отличие от, многих других подразделений, летчики полков­ника Грисенко не дали застать, себя врасплох, сами атаковали немецкие бом­бардировщики и за весь первый день войны не имели боевых потерь от нале­тов вражеской авиации. Так для полков­ника Грисенко началась уже третья по счету война.

Родился Александр Грисенко в 1904 году в нашем городе. Шестнадцатилет­ним юношей вступил в комсомол и доб­ровольцем ушел в Красную Армию. Во­евал в Крыму и на Украине. После окон­чания Гражданской войны вернулся в Ростов. Обладая организаторскими спо­собностями и врожденным актерским талантом, вместе с Моней Большинцовым создал в Ростове комсомольский об­щественный Tеатp, а затем и первую в России комсомольскую киностудию «Кинокомсомол». На этой киностудии М.В. Большинцов снял свой первый полнометражный художественный фильм «Приказ №...» о подвигах молодых рос­товских подпольщиков. Главного героя в этом фильме сыграл Александр Грисен­ко. Фильм с успехом прошел по всей стране, а М.В. Большинцов (1902 - 1954) впоследствии стал известным советским кинодраматургом и режиссером, лауреа­том Сталинской премии 1941 года.

Наступил 1932 год. К этому времени Александр уже переехал в Ленинград к Большинцову и приступил к работе помощником режиссера на «Ленфильме». К сожалению, кинематографическому та­ланту Грисеню не суждено было рас­крыться до конца: его призывают в кад­ровую армию. Здесь он снова круто меняет свою жизнь. Стране не хватает летчиков, и в 29-летнем возрасте он поступает в летное училище, становится летчиком-истребителем.

В 1938 году для Александра Грисенко началась вторая война: он едет летчиком-добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае доброво­лец Грисенко участвует в десятках воздушных боев и лично сбивает четыре японских боевых самолета. Боевые успе­хи «китайского добровольца» Грисенко и его товарищей подробно описаны в книге известного журналиста, а затем и полити­ческого обозревателя Юрия Жукова «Кры­лья Китая. Записки военного летчика». Эта книга вышла в свет в 1940 году и была написана Жуковым на основе воспоми­наний Грисеико, которому для сохране­ния секретности был присвоен псевдо­ним вымышленного китайского летчика, некоего капитана Ван Си. За образцовое выполнение задания Родины в небе Ки­тая А.И. Грисенко был награжден орде­ном Красного Знамени и в чине полков­ника направлен командиром полка в Осо­бый Киевский военный округ.

Третья война для А.И. Грисенко нача­лась на рассвете 22 июня 1941 года. Полк под его командованием выдержал пер­вые, самые страшные, удары немецких войск, остался боеспособным и муже­ственно сражался в начальный, самый тяжелый для нашей страны, период вой­ны. Почти за год непрерывных боев, с 22 июня 1941 года по 8 августа 1942 го­да, полк под руководством Грисенко сбил в воздушных боях более 100 самолетов, уничтожил до 10 тысяч солдат и офице­ров противника. Успешно организовав бо­евую работу полка, Грисенко и сам лич­но сбил два Ме-109 и два Ю-88.

Летом 1942 года развернулись тяжелые кровопролитные бои на подступах к Ста­линграду. Противник бросил в бой свои лучшие силы. Под Сталинград были на­правлены новейшие образцы немецких самолетов под уп­равлением лучших асов воздушного флота «Рихтгофен». 8 августа 1942 года в бою с нескольки­ми немецкими аса­ми самолет Грисен­ко был сбит, а сам он получил тяжелые ранения и потерял левую ногу. Более полугода Грисенко провел в свердлов­ском госпитале, где перенес несколько сложных операций. Он научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию.

Истребительная авиадивизия, которой теперь командовал А.И. Грисенко, вместе с дивизией А.И. Покрышкина входила в гвардейский авиакорпус генерал-лейте­нанта А.В. Утина, участвовавший в ос­новных сражениях на направлениях глав­ных ударов наших войск. Дивизия Гри­сенко и ее командир воевали отлично. Вот как оценивает в своих мемуарах боевые действия А.И. Грисенко весной 1944 года генерал-полковник авиации С.Н. Гречко: «...Боевой опыт у полковни­ка Грисенко был немалый. ... Он был тя­жело ранен, лишился ноги, но, продол­жая летать, участвовал в воздушных боях и не раз выигрывал поединки в борьбе с мессерами. ... Истребительная дивизия полковника А.И. Грисенко действовала великолепно». И это при том, что Гри­сенко с протезом вместо ноги воевал на американском истребителе «аэрокоб­ра», который, в отличие от наших ис­требителей, имел ножные тормоза и был очень строг в управлении при посадке!

Войну Александр Иванович закончил в Вене, а затем несколько лет командо­вал Чугуевским высшим военным авиа­ционным училищем летчиков. В 1948 го­ду судьба приготовила для Грисенко но­вое испытание: во время сильного зем­летрясения в Средней Азии он по­пал под развалины, получил серьезные травмы и был вынужден покинуть воен­ную службу. Демобилизовавшись, Гри­сенко теперь уже окончательно вернул­ся в родной Ростов.

Жаль, что такой отважный летчик, воевавший с первого и до последнего дня войны, так и остался в чине пол­ковника. Ведь на войне, если талантли­вый летчик сразу не погибал, он быстро продвигался по службе. Например, сня­тый на фото начала войны вместе с пол­ковником А.И. Грисенко подполковник А.В. Утин стал генерал-лейтенантом авиа­ции, видным советским военачальником.

Очевидно, основной причиной этого были подозрительность и недоверие тог­дашнего высшего руководства ко всем побывавшим за границей летчикам-интер­националистам. Так, известный «испанс­кий» и «китайский» доброволец, Герой Советского Союза, генерал-майор авиа­ции Г.Н. Захаров (во время Отечествен­ной войны в его дивизии сражался фран­цузский полк «Нормандия-Неман») тоже как начал, так и закончил войну в одном и том же звании. Видные же авиацион­ные военачальники-интернационалисты Я.В. Смушкевич, П.В. Рычагов и многие другие вообще были расстреляны как враги народа...

 

С. БУЙЛО,

Заведующий отделом НИИ меха­ники и прикладной математики Ростовского госуниверситета.

На снимке: командиры соседних авиа­полков подполковник А.В. Утин (слева) и полковник А.И. Грисенко.