наверх


Аведиков Николай Ваганович

изменена 2019-05-20 19:04

Аведиков Николай Ваганович

23  июня

100  лет со дня рождения Аведикова Николая Вагановича (1913- 1977) ростовского скульптора. Николай родился в  семье бедняков-крестьян, переехавших на Дон из Закавказья.

Аведиков учился на живописном отделении ростовского художественного техникума с 1930-го по 1933 годы. Позже с 1933-го по 1934 годы Николай Ваганович прошел учебный процесс в музыкальном училище по классу кларнета.

После возвращения с Великой Отечественной войны Аведиков  не оставил живопись, а одновременно учился: с 1946-го по 1949 годы в Ростовской зубоврачебной школе, после окончания которой работал в клинике Ростовского мединститута  и в Ростовском художественном училище на скульптурном отделении (1948–1953).

До сих пор знающие его люди задают вопрос, где он проявил себя ярче: в музыке, скульптуре или в стоматологии? В50-60-е годы XX в. каждый вечер его можно было увидеть и услышать в кинотеатре играющим в оркестре перед началом киносеанса на саксофоне. [1] Изделия его как стоматолога-протезиста были поистине уникальными. Музыканты, потерявшие зубы, были лишены возможности работать, и только он мог воссоздать утраченное, да так, что стареющие трубачи продолжали работать, радуя слушателей чистотой звучания. Он продлил жизнь многим ростовским певцам, актерам, чтецам. Скульптурные работы Аведикова восхищали знатоков на выставках особенностью пластики, яркими образами, динамизмом и красотой. Скульптурная композиция Змиевской балки обличает, взывает и предупреждает живущих. Работы: монумент в Змиевской балке в память о ростовчанах – жертвах Холокоста;  памятник герою-пионеру Вите Черевичкину, установлен в городском парке его имени в г. Ростове-на-Дону;  бюст Георгия Седова у речного училища и другие.

Именно Николай Ваганович сотворил сувенир, много лет занимавший одно из первых мест в числе самых популярных донских сувениров, — интерпретирующий в скульптурных формах жанровую композицию утвержденного Петром Великим печать Войска Донского с изображением казака на бочке с вином.

Источники:

  1. Рязанов,  В.В. От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону/ В. В. Рязанов. – Ростов-н/Д:  «Ковчег», 2011. -  С. 74-76
  2. Багдыков М. Г. ...И дай место врачу: из истории нахичеванской донской медицины/ М. Г. Багдыков,  Т. М  Багдыков,  Г. М.  Багдыков. - Ростов-н/Д,  2006.
  3. Вечный огонь памяти [Электрон. ресурс]/ Холокост. – Режим доступа: http://holocaust.su/rubric9/article23